Нормы расхода топлива, разные мнения
Позиция финансистов
Итак, распоряжением от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р специалисты Минтранса России обозначили базовые нормы расхода топлива, масла, смазок для разных марок отечественных и зарубежных легковых автомобилей, грузовиков, автобусов. Кроме того, определены специальные коэффициенты поправок, на которые можно корректировать показатели норм в зависимости от сезона, местности, массы груза.
Расходы по списанию топлива в налоговом учете признают согласно рекомендациям данного документа. На этом настаивают финансисты. В частности, их точка зрения высказана в письме Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640. В нем сказано, что расходы, произведенные на приобретение топлива для служебного автомобиля, признают обоснованными только в рамках утвержденных Минтрансом России норм. При этом затраты могут быть подтверждены кассовыми чеками на покупку топлива и путевыми листами. В таком случае их можно учитывать при исчислении налога на прибыль.
Альтернативная точка зрения
В Налоговом кодексе РФ сказано, что расходы на покупку ГСМ должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. Но о том, что расходы на топливо должны быть нормированы, там не говорится. Получается, что учреждение может уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат на топливо, даже если они не соответствуют лимитам, установленным Минтрансом России.
Можно утвердить собственные нормативы
На практике названные лимиты, как правило, не соответствуют реальным фактическим расходам ГСМ в конкретном учреждении. Вследствие чего возникает перерасход топлива.
Кроме того, в распоряжении указанного ведомства приведен далеко не полный перечень эксплуатируемых автомобилей. Минфин России рекомендует по транспортным средствам, по которым не приведены нормы, применять данные, указанные в технической документации (письмо Минфина России от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223). Однако работать с такими показателями невыгодно, так как в документации к автомобилю указывают минимальное потребление топлива для его использования в идеальных условиях, которые далеки от реальных.
Кроме того, данный документ Минтранса России нельзя считать официальным (нормативным актом). Он, так же как и предыдущие варианты, не был ни опубликован официально, ни зарегистрирован в Минюсте России. И даже в названии сказано, что это только «методические рекомендации». А ведь ни Налоговый кодекс РФ, ни какой-либо другой закон не требуют строго их применения. Также на основании пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ Минтранс России не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения.
Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что учреждение имеет право разработать свои (альтернативные минтрансовским) нормы списания ГСМ и применять их.
А какова позиция судей?
Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Анализ показывает, что применять нормы Минтранса России не обязательно. Об этом свидетельствуют постановления судов ФАС Уральского округа от 11 октября 2004 г. № Ф09-4196/04-АК, а также ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2002 г. № А56-23095/01. Но, к сожалению, они также свидетельствуют о том, что контролеры, как правило, считают иначе.
Как разработать нормы
Чтобы разработать нормы расхода топлива, можно обратиться в научные организации владеющие программой-методикой.В настоящее время в России существует ряд организаций имеющие права на использование программного обеспечения применяемого при расчетах норм расхода топлива, например: ООО "Научно-технический центр расчетных исследований", ООО Транспортный консалтинг, АНОО «Владимирский объединенный центр автомобильного транспорта» и др.
Все нормы, разработанные научными организациями (в том числе и ОАО НИИАТ-ом) на автомобильную технику, отсутствующую в перечне приведенным в Методических рекомендациях по нормированию топлива, будут действовать как временные до утверждения и официального опубликования Минтрансом РФ новых норм. Обычно обновление норм происходит раз в 5 лет.
Не забудьте обосновать лимиты документально
На основании расчета, руководитель утверждает нормы расхода топлива для учреждения. Кроме того, установленные нормы должны быть закреплены в учетной политике учреждения.Таким образом, основные требования по признанию расходов в налоговом учете (экономическая обоснованность и документальное подтверждение) будут выполнены. Поэтому расходы, произведенные по нормам, разработанным учреждением самостоятельно, можно признать в налоговом учете.
Пример расчета норм
Приведем пример расчета базовой нормы расхода топлива для автомобиля Nissan Teana 2.5 4WD 167 л.с. На данный автомобиль Минтранс РФ утвердил норму – 10,4 л/100 км. (Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № НА-50-р «О внесении изменений в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р»).
Заводом изготовителем установилны следующие контрольные значения:
- максимальная скорость - 180 км/ч
- время разгона с переключением передач до 100 км/ч, сек - 9.8
- расход топлива в циклах EЭК ООН,л/100км:
городской - 12.5
cкоростной - 7.9
смешанный - 9.4
Источник информации: Automobil Revue 2011, Internet
Проверим математическую модель, заложенную в ПО МВК.
Данные расчетных исследований:
============== Nissan Teana 4L 2.5 (167) 4WD CVT =================
Колесная формула 4 x 4.
Полная масса автомобиля 2070 кг.
Грузоподъемность автомобиля 400 кг.
Масса, приходящаяся на ведущие колеса 1850 кг.
Масса, приходящаяся на колеса прицепа 0 кг.
Масса груза 180 кг. Масса при испытаниях 1850 кг.
Двигатель P 4L-2.488(89X100)-167-6000-240 Nissan.
Мощность двигателя 167 л.с. при 5770 об/мин.
Макс.крутящий момент 240 Н*м при 3507 об/мин.
Тормозная мощность двигателя, кВт 81 при 7200 об/мин.
Ведущий мост Single reduction Nissan. Ur = 5.80
Шины 215/55 R 17.
Коробка передач 7-speed CVT 2.35-0.39 Nissan.
2.35; 1.47; 1.08; 0.82; 0.62; 0.49; 0.39.
Аэрод.(каб.кузов) Nissan Teana three box.
Максимальная скорость :
кинематическая - 398 км/час. Передача 7 при 7200 об/мин.
кинематическая - 55.3 км/час. Передача 7 при 1000 об/мин.
при движении - 199 км/час. Передача 5 при 5724 об/мин.
Время разгона с переключением передач :
до 60 км/ч, сек - 4.2
до 100 км/ч, сек - 9.9
до 130 км/ч, сек - 16.8
на пути 400 м , сек - 17.0
на пути 1000 м , сек - 31.4
Время разгона :
на 7 передаче от 80 до 130 км/ч, сек - 40.4
Контрольный расход топлива на высшей передаче :
при скорости 60 км/ч, л/100км - 4.6
при скорости 90 км/ч, л/100км - 6.6
при скорости 120 км/ч, л/100км - 9.7
Расход топлива в циклах EЭК ООН,л/100км:
ECE городской - 11.13
EU городской - 12.65
cкоростной - 7.75
смешанный - 9.56
Выбросы СО2 в смешанном цикле, г/км - 226
Из анализа расчетных исследований видно:
- разница в максимальной скорости 10 %, это связано с электронным ограничением максимальных оборотов двигателя;
- разница при испытании в циклах ЕЭК ООН не превышает 3 %.
Из этого можно сделать вывод, что данное ПО можно применять для расчетных исследований расхода топлива автомобилей.
В соответствии с методикой расчета разработанной в НИИАТе и утвержденной Минтрансом на данный автомобиль норма расхода топлива должна соответствовать – 11,8 л/100 км. Т.е. норма расхода топлива, утвержденная на данный момент, занижена.
- Испытание данного автомобиля в разных условиях эксплуатации показывают следующие результаты:
- Движение по равнинному участку дороги – 9,16 л/100 км.
- Городской маршрут протяженностью 5,9 км – 14,64 л/100 км. Данный маршрут соответствует движению в больших городах.
- Городской маршрут протяженность 7,7 км, с затруднениями движения на 30 % - 14,85 л/100 км.
- Городской маршрут протяженность 3,9 км, с затруднениями движения на 30 % - 14,56 л/100 км.
- Городской маршрут протяженностью 4 км – 9,58 л/100 км. Данный маршрут соответствует движению в небольших городах.
- Движение по магистрали с ограничением движения 100 км/ч с сильными затруднениями движения – 8,78 л/100 км.
- Движение по магистрали с ограничением движения 100 км/ч – 8,58 л/100 км.
- Движение по магистрали с ограничением движения 120 км/ч – 11,24 л/100 км.
Предположим, автомобиль эксплуатируется в г. Москве. В соответствие с нормативным документом утвержденным распоряжением Минтранса от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, надбавка на городские условия эксплуатации составляет 25 % от базовой нормы. Нормативный расход топлива должен составлять 13 л/100 км, без учета работы кондиционера в летний период. Из анализа проведенных испытаний видно, что при эксплуатации автомобиля в городских условиях эксплуатации сложно уложится в данный норматив, будет наблюдаться перерасход топлива. Добиться уровня расхода топлива 13 л/100 км крайне сложно, для этого автомобиль должен быть технически исправным, должна быть соответствующая подготовка водителя и благоприятные дорожные условия. Аналогичным образом можно проверить любую норму разработанную в НИИАТ-е.
Из этого можно сделать вывод, что вопрос нормирования топлива очень сложный и не простой. И при определении базового значения расхода топлива должны учитываться большая часть эксплуатационных факторов, влияющих на расход топлива.
Ознакомиться со всеми расчетными исследованиями можно перейдя ниже по ссылкам:
Расчет базовой нормы расхода топлива
Протокол испытания